Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)


Бесплатная юридическая консультация:

1.Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)………….5

2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)………. 10

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Оглавление:

Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Можно смело утверждать, что законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Необходимость существования института банкротства обуславливается несложными законами рынка. Участники рыночного оборота, по разным объективным и субъективным причинам, не исполнившие принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, создают проблемы и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов.


Бесплатная юридическая консультация:

Для того чтобы арбитражный суд принял заявление о банкротстве должника, необходимо доказать наличие определенных признаков банкротства и решить вопрос о критерии несостоятельности. Критерием предлагается считать принятый законодательством общий подход к неплатежеспособным должникам, признаками — конкретные параметры, присутствие которых необходимо, во-первых, для принятия заявления о банкротстве судом, во-вторых, для вынесения решения о признании должника банкротом.

  1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

— увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

— справедливое распределение средств между сторонами;


Бесплатная юридическая консультация:

— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);


Бесплатная юридическая консультация:

— нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности ( банкротстве) — ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция. Закон о банкротстве 2002 г. состоит из 12 глав включающих в себя 233 статьи. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (пункт 2 статьи 1). Также не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные Частью первой Гражданского кодекса РФ (Постановление Президиума ВАС РФ № 7358/02 от 22.10.2002 Постановление Президиума ВАС РФ.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:


Бесплатная юридическая консультация:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности ( банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.

К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно- энергетического комплекса».

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;


Бесплатная юридическая консультация:

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности ( банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности ( банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой — обладает определенной спецификой.

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). Следует заметить, что в дореволюционном законодательстве существовало достаточно близкое по своим содержательным элементам определение. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью следует понимать такое состояние имущества должника, установленное в судебном порядке, которое дает основание предполагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов.


Бесплатная юридическая консультация:

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.

Источник: http://student.zoomru.ru/predprinim/pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva/105771.848239.s1.html

Контрольная работа по дисциплине правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Смотрите также

Шпоры по правовому регулированию и докум. обеспечению коммерч. отношений

Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Том 2

Учеб.: в 2 т. Т.2. — 4-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2009 г.

Правовое регулирование отдельных видов и сфер предпринимательской деятельности Правовое регулирование деятельности по передаче имущества в собственность Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности Правовое рег.

Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право.Том 1

Учеб.: в 2 т. Т1. — 4-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2009 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Общая характеристика правового регулирования предпринимательства Понятие коммерческого права Отношения, регулируемые коммерческим правом Принципы коммерческого права Коммерческое право как наука Коммерческое пра.

Контрольная работа — Кредитные системы СССР

Контрольная работа — Коммерческое право

Курсовая работа — Расчеты в коммерческом обороте

Шпоры по коммерческому праву

ЮУрГУ, Окольнишева О. В., Челябинск,2009

Введение в коммерческое правоСубъекты коммерческой деятельностиИмущественная основа коммерческой деятельностиОбъекты коммерческого праваГосударственный контроль в коммерческой деятельностиПравовые основы банкротстваПравовое обеспечение конкуренции

Источник: http://www.studmed.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva_ead7.html

Пример: Контрольная работа Понятие, признаки, правовое регулирование банкротства

Контрольная работа по теме:


Бесплатная юридическая консультация:

Понятие, признаки, правовое регулирование банкротства

Автор: Ольга Максимова

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

Несостоятельность, банкротство, юридического лица как основание прекращения его деятельности (Дипломная работа, 2010)

. в целом. Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения в сфере банкротства юридического лица. Предметом исследования несостоятельность (банкротство) юридического лица как основание прекращения .

Механизм правового регулирования, понятие, система, процесс и основные элементы (Курсовая работа, 2007)

. которых воплощаются действия юридических прав и обязанностей). К средствам правового регулирования относятся также акты правоприменения — результат действия судов, иных .

Механизм правового регулирования, понятие, система, процесс и основные элементы (Курсовая работа, 2009)

. понятие механизма правового регулирования; — проанализировать структуру механизма правового регулирования; — изучить пределы правового регулирования; — выявить эффективность правового регулирования. Объектом исследования выступает общественные .

Правовое регулирование и организация рекламной деятельности в России (Дипломная работа, 2010)

. хозяйствования. Предметом исследования выступает правовое регулирование рекламной деятельности.Базой исследования является рекламное агентство Finkrek, которое работает на рынке г.Москвы .

Правовое регулирование закупок товаров для государственных и муниципальных нужд (Курсовая работа, 2011)

. по вопросу закупок товаров для государственных и муниципальных нужд; 2) определить понятие государственных и муниципальных нужд, рассмотреть правовые аспекты регулирования закупок товаров; 3) проанализировать .

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) (Курсовая работа, 2007)

. системы процедур банкротства; — подведение итогов проведенного исследования. § 1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) Основы современного института банкротства заложены Законом .


Бесплатная юридическая консультация:

Правовое регулирование небанковских кредитных организаций в России (Дипломная работа, 2011)

. , порядка деятельности системы небанковских кредитных организаций; — анализ проблем и перспектив современного правового регулирования деятельности небанковских кредитных организаций в Российской Федерации .

Содержание

1. Понятие несостоятельности (банкротства) 4

2. Признаки несостоятельности (банкротства). 6

3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). 13

Список использованных источников и литературы. 18


Бесплатная юридическая консультация:

В условиях рыночной экономики важным является осуществление принудительной или добровольной ликвидации неплатежеспособных предприятий, которые оказались не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами. Угроза банкротства является фактором повышения устойчивости экономической системы и предотвращения последовательности взаимосвязанных неплатежей.

Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве), которая была осуществлена в 1994—2002 годах, не является основанием для завершения поиска концептуальных основ построения института несостоятельности. В настоящее время наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений..

Следует подчеркнуть, что непосредственно законодательство о банкротстве прямо связано с таким важнейшим социальным и экономическим фактором, как привлечение иностранных инвестиций. Так, директор по внешним связям компании «Бритиш Петролеум Амоко» Питер Хеншоу высказался по поводу российского законодательства следующим образом: «Мы разочарованы существующими в России условиями и процедурами банкротства предприятий. Нам хочется, чтобы власти предпринимали больше усилий в борьбе с произволом чиновников».

Таким образом, изложенное свидетельствует об актуальности изучения применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) при ликвидации юридических лиц.

Выдержка

1. Понятие несостоятельности (банкротства)


Бесплатная юридическая консультация:

Несостоятельность как правовой институт известна законодательству разных стран достаточно давно. Десять лет назад, после многолетнего забвения, он был восстановлен и в нашей стране. В настоящее время не только юрист, но и любой человек, далекий от юриспруденции, достаточно верно воспринимает сущность этого понятия. Однако выяснение и раскрытие сущности несостоятельности (банкротства) имеет большое теоретическое и практическое значение. Как верно отмечается в литературе, без четкого выяснения того, что есть несостоятельность (банкротство), довольно затруднительно полно и исчерпывающе осветить и уяснить другую проблему: какими критериями нужно руководствоваться при признании должника несостоятельным (банкротом) по законодательству Российской Федерации.

Своеобразие данного института заключается в его комплексности, которая проявляется в объединении норм материального и процессуального права.

Двойственная природа указанного института отражается и в самом термине «несостоятельность». В мировой законодательной и судебной практике сложилось более или менее единообразное определение несостоятельности, под которой понимается удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника . Последняя означает невозможность для должника из-за полного расстройства финансового положения погасить свои долги в настоящем и отсутствие такой возможности в будущем.

Если же должник не в состоянии оплатить свои долги из-за временных трудностей, но его актив превышает пассив в соответствии с балансом, то такой должник считается практически неплатежеспособным, а оплата его долгов вопрос времени..

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 г. (ред. от 06.12.2007) // СПС Консультант Плюс.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Федеральный закон от 25.02. 1999 г. (ред. от 01.12.2007) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // СПС Консультант Плюс.

3. Федеральный закон от 24.06. 1999 г. (ред. от 08.11.2007) «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // СПС Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 26.10. 2002 г. (ред. от 01.12.2007) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС Консультант Плюс.

5. Авдеев С.С. Банкротство как способ ликвидации юридического лица / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. 19 с.

6. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Специальное приложение к журналу «Вестник ВАС РФ». 1998. № 2. С. 80-87.


Бесплатная юридическая консультация:

7. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 1993. 664 с.

8. Денисенко А.В. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» в свете нового конкурсного законодательства // Вестник Воронежского института МВД России. № 1 (20). Воронеж, 2005. С. 40-43..

9. Диденко В. О понятиях «несостоятельность» и «банкротство» // Адвокат. 2002. № 6. С. 45-46.

10. Ерофеев А. Критерии банкротства: мораторий и другие последствия начала процедур // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. 2001. № 3. С. 51-57.

11. Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. 395 с.

12. Лордкипанидзе А.Г. Гарантии платежеспособности по законодательству Англии и Франции // Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. М., ВНИИСЗ. Вып. 162. 1979. С. 32-37.


Бесплатная юридическая консультация:

13. Львова Н. Признаки несостоятельности в российском законодательстве о банкротстве // Юрист и бухгалтер. 2003. № 1 (12). С. 73-76.

14. Ткачев В.Н. К вопросу об основополагающих признаках и критериях несостоятельности (банкротства) субъектов конкурсного права // Право и образование. 2006. № 3. С..

15. Трайнин А. Несостоятельность и банкротство. СПб., 1913. 259 с.

16. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. 612 с.

Источник: http://nadfl.ru/work/10061/ponyatie-priznaki-pravovoe-regulirovanie


Бесплатная юридическая консультация:

Курсовая работа на тему: «Правовые основы несостоятельности (банкротства)»

С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема правовой несостоятельности (банкротства) является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву».

Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эффективно функционировать в том случае, если предприятие не способно удовлетворить требования своих кредиторов, обеспечить своевременные обязательные платежи. Возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным (банкротом).

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Объектом исследования выступает институт несостоятельности(банкротства). Предметом исследования является правовые особенности несостоятельности (банкротства).


Бесплатная юридическая консультация:

Целью данной работы является – рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);

– рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;

– охарактеризовать основные процедуры несостоятельности банкротства.


Бесплатная юридическая консультация:

1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

1.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Правовой институт несостоятельности (банкротства) в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую, заключая договор впоследствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, впоследствии полностью ликвидировать их.

«Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» 1 . Таким образом в этом понятии можно выделить формальный (признание судом или объявление должником) или материальный (неспособность исполнить указанные обязанности) элементы.

Наряду с понятием несостоятельности Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на её признаки, которые различаются применительно к несостоятельности физических и юридических лиц.

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. В основу признаков банкротства физических лиц положен принцип неоплатности.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В основу признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатёжеспособности.


Бесплатная юридическая консультация:

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения.

Источник: http://studfiles.net/preview//


Бесплатная юридическая консультация:

Контрольная работа: Понятие и признаки банкротства

Тема: Понятие и признаки банкротства

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.81K | Скачано: 56 | Добавлен 13.04.11 в 13:58 | Рейтинг: +11 | Еще Контрольные работы

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Понятие банкротства 5

2. Признаки банкротства 7

Список литературы 14

Введение.

Для любого цивилизованного государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономических оборотов. Переход к рыночной экономике, демократизация государственной и общественной жизни в числе важнейших проблем обеспечения закрепления предусмотренной Конституцией РФ свободы экономической деятельности и единства экономического пространства предусматривают необходимость наиболее полного правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

За последние годы в российском обществе произошли существенные изменения, затронувшие почти все его сферы. Проведение радикальной экономической реформы, развитие предпринимательства привели к основательному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики. В связи с развитием рыночных отношений в России с каждым годом всё более возрастает роль института банкротства, так как без применения конкурсного права невозможно справедливое распределение средств должника.

Главная задача состоит в том, чтобы превратить банкротство в цивилизованную форму поражения в конкурентной борьбе, своеобразный способ оздоровления экономики путем исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота с учетом интересов не только кредиторов, но и должника, исключая при этом криминальные способы получения долга.

Вместе с тем российское законодательство о банкротстве крайне нестабильно, оно регулярно изменяется. Более того: за время своего существования законодательство о банкротстве проявило себя как одно из наиболее динамично обновляющихся правовых институтов в экономической сфере России. Поэтому юридическая наука и практика вынуждены постоянно перестраиваться под новые нормативные предписания. В ходе применения Законов о несостоятельности (банкротстве), систематического анализа судебной практики не только накапливался опыт разрешения дел о банкротстве, но и выявлялись недостатки в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью должников. Все это в совокупности привело к принятию в 2002 году очередного нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который требует своего теоретического осмысления и практической апробации.

Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

— уточнить понятие и признаки банкротства коммерческих организаций;

— проанализировать меры по предупреждению банкротства;

— исследовать особенности применения реабилитационных процедур банкротства, таких как наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; мировое соглашение;

В ходе исследования были использованы нормативно – правовые акты, а также специальная и периодическая литература различных авторов, которые представлены в списке литературы. Основными источниками по данной теме являются Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве), Гражданский кодекс РФ по состоянию на 1 декабря 2002 М. 2002

Понятие банкротства.

Понятие банкротства даётся в статье 65 Гражданского Кодекса России «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»:

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

3. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом – институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного хозяйства, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих организациях указанный перечень следовало бы дополнить двумя новыми, предусмотренными этим Законом организационно – правовыми формами, предназначенными для некоммерческих организаций, активно участвующих в предпринимательской деятельности, — некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией.

Хотя Закон о банкротстве говорит о несостоятельности (банкротстве) предприятий, его действие распространяется на все юридические лица, к которым этот институт должен применяться в силу правил ГК.

Вопрос о несостоятельности (банкротстве), как правило, рассматривается арбитражным судом.

Признаки банкротства.

Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые или иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей – неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков – в предвидении грозящей ему опасности.

К числу наиболее вероятных причин, обуславливающих неплатежеспособность предприятий, относятся следующие:

·производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;

· производство продукции низкого качества;

· высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;

· низкий уровень использования ее мощностей;

· значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.

Банкротами могут быть объявлены:

· юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятии);

· некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;

·граждане, в том числе зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента организация приобретает права и обязанности, и, следовательно, только организация, зарегистрированная в установленном порядке, может быть объявлена банкротом. В других случаях можно применять полномочия закона о несостоятельности к должникам-гражданам.

Нельзя признать организацию банкротом в случаях, когда она ликвидирована и запись об этом внесена в Единый государственный реестр. В таких случаях арбитражный суд прекращает производство по делу о ее несостоятельности.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве приложения N 1 утвердило Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент текущей ликвидности, 2) коэффициент обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы определения этих коэффициентов и, соответственно, решения вопроса о структуре баланса. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности.

По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии с Федеральным Законом о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица – должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо – если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении – выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным) .

Формулировка Закона о банкротстве «внешнее управление имуществом должника» неточно отражает действительное положение вещей и содержание полномочий арбитражного управляющего.

В действительности передается управление деятельностью организации, юридическим лицом как таковым, а не только его имуществом.

Для внешнего управления суд по согласованию с должником и кредиторами назначает арбитражного управляющего, который руководит организацией, распоряжается ее имуществом, разрабатывает утверждаемый собранием кредиторов план внешнего управления и осуществляет его под контролем кредиторов и суда и т.д. Арбитражным управляющим не может быть должностное лицо данного юридического лица. На период внешнего управления вводится мораторий по всем требованиям, адресованным должнику.

Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Закон устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами. Существует Положение о порядке предоставления государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий – приложение 2 к упомянутому выше Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498. Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники санации заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей ответственности перед кредиторами должника.

Срок каждой из реорганизационных процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве отпадает. В случае выявившейся неэффективности, недостижения цели в установленный срок суд выносит решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ». Открытие конкурсного производства влечет запрещение отчуждения имущества должника вне распродажи конкурсной массы и формирования суммы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов в порядке конкурса и установленной ст. 64 ГК очередности погашения долгов. Вне конкурса производятся лишь текущие расходы ликвидируемого юридического лица – расходы по конкурсному производству, выплата вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки.

Назначенный судом конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов и действует под его контролем и контролем суда. Он вправе требовать признания недействительными действий должника, совершенных им до объявления его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов.

Закон о банкротстве предусматривает проведение конкурсного производства и при добровольном объявлении должником о своем банкротстве, причем не только при обнаружившейся недостаточности его имущества для полного удовлетворения кредиторов; она предусматривает также порядок назначения и полномочия конкурсного управляющего при добровольном внесудебном банкротстве.

На всех стадиях процесса о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мировых соглашений между должником и его кредиторами, если эти соглашения не нарушают законодательство и интересы других кредиторов данного должника.

Законом о банкротстве предусмотрены особенности реорганизационных процедур в отношении предприятий, в имуществе которых имеется вклад государства или местных органов власти, а также получающих дотации из бюджетов.

Заключение.

В работе рассмотрены вопросы несостоятельности (банкротства) коммерческих предприятий. Из работы можно сделать общий вывод, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) построено таким образом, что у указанного института есть своя специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

Конечно, как уже указывалось выше, при реализации норм права института несостоятельности (банкротства) могут встречаться и подводные камни. Это касается и справедливости распределения имущества должника. Положения Гражданского кодекса и Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» о том, что требования кредиторов, которые не удовлетворены вследствие недостаточности имущества должника, считаются погашенными, дают почву для деятельности криминальных структур в отношении должностных лиц должника, для которых, в свою очередь, данная норма даёт стимул для выведения активов предприятия на сторону в предвидении возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).

И это не единственный пробел, который даёт возможность для злоупотреблений, касающихся процедуры банкротства коммерческих предприятий как со стороны должников, так и со стороны кредиторов. В частности, нельзя замалчивать проблему передела собственности и захвата рентабельных предприятий при помощи процедуры банкротства.

В этом плане законодатель обязан проделать соответствующую работу по устранению пробелов в законодательстве, а суды должны всесторонне исследовать обстоятельства дела и выносить решения таким образом, чтобы они полностью соответствовали нормам права и не отменялись впоследствии судами второй инстанции.

Такое положение укрепит авторитет не только судебной власти, но и в целом России в глазах своих же граждан, и будет способствовать развитию цивилизованных рыночных отношений.

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации. М.1993
  2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
  3. Гражданский кодекс РФ по состоянию на 1 декабря 2002 М. 2002
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)
  5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
  6. Витрянский В.В. «Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право. 1998. N 3.
  7. Калинина Е.В. Несостоятельность(банкротство): пути выхода из финансового кризиса.«Юрист» №г
  8. «Практика применения нового законодательства о банкротстве» (В.И.Сергеев, «Законодательство», 1999, N 1)

Источник: http://studrb.ru/works/entry9373

Правовое регулирование банкротства

Теоретические аспекты соотношения понятий «несостоятельность» и «банкротство» должника. Критерии и признаки несостоятельности. Этапы и процедуры банкротства. Возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве. Сроки проведения финансового оздоровления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Уральская академия государственной службы

Факультет переподготовки государственных

и муниципальных служащих

Правовое регулирование банкротства

Ст. преп. Рыбакова И.Я.

Задание 1. Охарактеризуйте соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» должника

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) по действующему законодательству Российской Федерации, следует признать, что, с одной стороны, оно охарактеризовано в российском праве достаточно полно и традиционно, а с другой — обладает определенной спецификой. Исторические корни института банкротства в России достаточно глубоки. Положения, касающиеся несостоятельности, имеются в «Русской Правде», причем уже в тот период они достаточно сложны и подробны, хотя само понятие «банкротство» появилось в российском праве значительно позднее. Российское дореволюционное законодательство понимало под банкротством «неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества. Банкротство, таким образом, является уголовной стороной того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью. По мнению А. Трайнина, банкротство слагается из двух элементов, из которых один (несостоятельность) — понятие гражданского права, другой (банкротское деяние) — понятие уголовно-правовое. В настоящее время данный вопрос имеет дискуссионный характер. С позиции законодателя понятия «несостоятельность» и «банкротство» — синонимы. Однако, по мнению некоторых ученых, не совсем удачен такой подход законодателя к употреблению данных терминов. В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) содержится в Законе 2002 г., согласно которому несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Задание 2. Укажите правильный ответ на тестовые вопросы

1. Банкротство — это:

б) признанная судом невозможность должника в полном объеме удовлетворить денежные требования кредиторов и (или) уплатить обязательные платежи.

2. Одним из признаков банкротства юридического лица является:

а) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по обязательствам уплаты обязательных платежей в течение трех месяцев со дня наступления срока исполнения.

3. Ответственность арбитражного управляющего страхованию:

в) подлежит только при назначении его для проведения процедуры банкротства.

4. Минимальное вознаграждение арбитражного управляющего составляет:

б) определяется собранием кредиторов.

5. Срок рассмотрения дела в арбитражном суде о несостоятельности составляет:

6. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом:

в) если требования кредиторов составляют не менее 100 тысяч рублей к юридическому лицу, а к гражданину не менее 10 тысяч рублей.

7. Процедуры банкротства — это:

б) наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение, финансовое оздоровление, конкурсное производство.

8. Процедура наблюдение применяется для:

б) проведения финансового анализа состояния должника.

9. В состав денежных обязательств банкрота включаются:

в) суммы по обязательствам займа и кредитных договорам, по обязательствам передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг, по обязательствам неосновательного обогащения или причинения вреда имуществу.

10. Срок проведения финансового оздоровления составляет:

Кредиторы производственного кооператива «Велес» предъявили иск в арбитражный суд о признании кооператива банкротом. При проведении наблюдения было установлено, что имеет место преднамеренное доведение до банкротства кооператива его председателем и тремя членами Правления кооперативом

В ходе наблюдения также выяснилось, что часть имущества (сельскохозяйственная техника) кооператива была продана ООО «Корунд» по цене в полтора раза ниже балансовой стоимости имущества по последнему финансовому отчету. Денежные расчеты были произведены векселями, по которым денежные суммы были получены через Банк — плательщика одним из членов Правления.

Кредиторы производственного кооператива «Велес» потребовали суд принять меры по обеспечению их исковых требований. По итогам проведения наблюдения, кредиторы приняли решение ходатайствовать о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, ввиду того, что реальное восстановление платежеспособности кооператива «Велес» невозможно.

В дополнительном ходатайстве кредиторов интересовало, в какой части можно привлечь к ответственности участников производственного кооператива «Велес», если имущества недостаточно для полного погашения всех заявленных требований, и какие меры может принять конкурсный управляющий для защиты их прав в данном случае.

Разрешите дело по существу.

Относительно сделок по продаже сельхоз оборудования, выявленных в ходе наблюдения, следует сказать, что конкурсный управляющий в интересах кредиторов и на основании положений статьи 61.2 и 61.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен соответствующим образом поставить перед арбитражным судом вопрос о признании их оспоримыми и возврате отчужденного имущества в конкурсную массу. Так, часть 1 статьи 61.2 гласит, что «сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка). Неравноценным встречным исполнением обязательств будет признаваться, в частности, любая передача имущества или иное исполнение обязательств, если рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определенную с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств. При этом, сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.

Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника, либо совершена при наличии следующих условий:

стоимость переданного в результате совершения сделки или нескольких взаимосвязанных сделок имущества либо принятых обязательства и (или) обязанности составляет двадцать и более процентов балансовой стоимости активов должника, а для кредитной организации — десять и более процентов балансовой стоимости активов должника, определенной по данным бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату перед совершением указанных сделки или сделок;

должник изменил свое место жительства или место нахождения без уведомления кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения, либо скрыл свое имущество, либо уничтожил или исказил правоустанавливающие документы, документы бухгалтерской отчетности или иные учетные документы, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо в результате ненадлежащего исполнения должником обязанностей по хранению и ведению бухгалтерской отчетности были уничтожены или искажены указанные документы;

после совершения сделки по передаче имущества должник продолжал осуществлять пользование и (или) владение данным имуществом либо давать указания его собственнику об определении судьбы данного имущества.

Таким образом, на основании положений статьи 61.6, все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с настоящей главой, подлежит возврату в конкурсную массу. В случае невозможности возврата имущества в конкурсную массу в натуре приобретатель должен возместить действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения.

В свою очередь, Кредиторы и иные лица, которым передано имущество или перед которыми должник исполнял обязательства или обязанности по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 настоящего Федерального закона, в случае возврата в конкурсную массу полученного по недействительной сделке имущества приобретают право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, включенных в реестр требований кредиторов.

Относительно ответственности руководства ПК «Велес» и недостаточности конкурсной массы, отметим, что согласно пункту 3 статьи 142 «О несостоятельности (банкротстве)», при недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Отметим, что на основании пункту 12 вышеназванной статьи, в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.

В данном случае следует иметь ввиду положения пунктов 1, 5 и 9 статьи 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым:

во-первых, в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином — должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Во-вторых, руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.

В-третьих, денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу.

В условии задачи указано, что конкурсный управляющий в рамках процедуры наблюдения выявил признаки совершения руководством ПК «Велес» преступления, предусмотренного статьей 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство». Таким образом, данная информация должна быть проверена в установленном порядке, после чего, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела.

На основании этого, у кредиторов появляется еще одна возможность удовлетворить свои требования при недостаточности покрыть конкурсной массы за счет предъявления гражданского иска лицам, в отношении которых будет возбуждено уголовное дело.

ОАО «Бон» заключило с представительством ООО «Омега» договор подряда на реконструкцию четвертого этажа принадлежащего им здания, выплатив представительству аванс в размере 250 тыс. рублей. Через два месяца ОАО «Бон» узнало, что ООО « Омега» на момент заключения с его представительством договора уже было ликвидировано по признакам банкротства, о чем была сделана соответствующая запись в едином государственном реестре юридических лиц. ОАО «Бон» обратилось в арбитражный суд о признании сделки недействительной и о возврате уплаченного аванса. Представительство ООО «Омега» возражало против признания сделки недействительным и о возврате аванса, утверждая, что поскольку оно имеет свой расчетный счет и имущество, то оно является самостоятельным субъектом права. Одновременно в арбитражный суд обратилось ООО «Спартак», с требованием передать полученный представительством ООО «Омега» аванс в размере 250 тыс. рублей как конкурсному кредитору ООО «Омега», поскольку его требования в порядке конкурсного производства не были удовлетворены в полном объеме.

Разрешите возникший спор.

Исходя из условия предложенной задачи, будем рассуждать следующим образом. Руководство представительства ООО «Омега» заблуждается в отношении правосубъектности представительства, а также его сущности и правового статуса. В соответствии со статьей 55 ГК РФ, юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами. Пункты 1 и 2 вышеназванной статьи определяют основные организационные признаки филиала и представительства. Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и располагаться вне его места нахождения. Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности. В соответствии с п. 3 вышеназванной статьи подразделения, считающиеся филиалом или представительством, не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют.

Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В соответствии с действующим налоговым законодательством филиалы и представительства не являются самостоятельными плательщиками налогов и (или) сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном НК, филиалы и представительства выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и представительств (ст. 19 НК). Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами юридического лица. Представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.1997 N 435/96). Полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью, выданной юридическим лицом; полномочия не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале или представительстве и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала или руководитель представительства. ВС РФ и ВАС РФ определили, что при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала или руководителем представительства от имени соответственно филиала или представительства и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала или руководителя представительства на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале или представительстве и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала и руководителем представительства при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица (п. 20 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Таким образом, поскольку филиал и представительство действуют от имени создавшего их юридического лица, т.е. не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, то и ответственность за их деятельность несет создавшее их юридическое лицо. По сути, обязательства филиала и представительства являются обязательствами самого юридического лица.

Во-вторых, в условии задачи указано, что основное общество (ОО «Омега») уже ликвидировано (по признакам банкротства, о чем была сделана соответствующая запись в едином государственном реестре юридических лиц), таким образом, ООО «Спартак», являвшееся конкурсным участником процедуры банкротства ООО «Омега», в данном случае (за рамками оконченной ликвидацией процедуры банкротства) не имеет никаких прав требования к представительству ООО «Омега» по причине того, что последнее, де-юре, не существует. Более того, пунктом 2 статьи 225 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.

Следовательно, правоотношения ОАО «Бон» возникли с несуществующим юридическим лицом. Представляется, что руководство представительства ООО «Омега» не могло не знать о текущем своем правовом статусе. Оценку подобным действиям должны дать суд и правоохранительные органы. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает механизмов защиты интересов ОАО «Бон» и ООО «Спартак».

Источник: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625a3ac78b5d53bd27_0.html


© Copyright 2019, repetitor-french.ru. Все права защищены.
×